Билингвальное образование

Большие социальные изменения, которые произошли в России в последние десятилетия, привели к значительному расширению международных контактов, и, как следствие, возросла необходимость владения иностранными языками. ФГОС предъявляет новые требования к уровню развития и подготовки выпускников учебно-воспитательных учреждений. Билингвальная среда закладывает основы для дальнейшего получения личностных, метапредметных и предметных результатов, требуемых ФГОС в условиях общего среднего образования. В процессе овладения новым средством общения – иностранным языком, у детей формируется правильное понимание языка в целом, как общественного явления, развиваются интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности.

В связи с этим, в учебно-воспитательной системе частного учебно-воспитательного комплекса «Крымская Республиканская гимназия-школа-сад Консоль» возникла потребность в разработке и внедрении модели билигвального обучения иностранному языку. Предпосылкой внедрения билингвального обучения в ЧОУ явился многолетний опыт преподавания второго и третьего иностранных языков в ЧОУ: французского, испанского, крымско-татарского, китайского, немецкого, ново-греческого. В настоящее время обучение второму иностранному языку ведется уже с 4 класса для обеспечения комфорта обучающихся и снятия страха и трудностей перед новым предметом в 5 классе. Полученные знания на занятиях вторым иностанным языком дети активно применяют в жизни. Переписываются с зарубежными сверстниками, поют песни, играют сценки и спектакли на традиционном празднике Стади-ревью в ЧОУ, участвуют в городских и республиканских конкурсах и олимпиадах. Наши обучающиеся имеют высокие результаты на олимпиадах всех уровней.

Знание иностранных языков — это не только атрибут культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых различных сферах производства. И чем раньше начинается их усвоение — тем лучше. Поэтому в нашем ЧОУ работает и билингвальная группа в дошкольном отделении.

Билингвальное обучение на раннем уровне развития детей обеспечивает всестороннее развитие ребенка, максимум функциональной грамотности на родном и иностранном языке, в том числе умения разных видов чтения, аудирования, инициативной (спонтанной) речи. Дошкольный возраст традиционно считается наиболее благоприятным периодом для овладения иностранным языком. Билингвальный  подход обучения детей этого возраста является самым прогрессивным: взаимодействие с англоязычным собеседником, жизнедеятельность в билингвальной среде  вызывает интерес, побуждает к ответной реакции.

Новизна данной программы заключается в  создании особой среды развития ребенка. С детьми работают два воспитателя: один воспитатель — «один язык». Воспитатели работают в зоне ближайшего развития ребенка, предлагая ему задачи и средства для их решения, создавая ситуации поддержки детской инициативы.  Ребенок, находясь в билингвальной среде, изучает английский язык опосредованно, осуществляя обычные процессы жизнедеятельности. Кроме того, занятия по данной программе проводятся в подгруппах по 6-8 человек 5 раз в неделю 9 месяцев в году в течение трех лет. Первый год посвящен развитию артикуляционных навыков, аудирования и говорения элементарных реплик. Со второго года  в контекст занятий добавляется подготовка к чтению и постановка руки для письма. На третий год обучения дети смогут читать элементарные тексты и писать небольшие сообщения, участвовать в небольших диалогах и рассказывать о явлениях, согласно коммуникативной ситуации. Тематика всех занятий по английскому языку соответствует темам занятий русскоговорящего воспитателя в конкретный период времени. В процессе обучения  большое значение имеют игры, использование элементов драматизации. Драматизация творчески упражняет и развивает речь, интонацию, воображение, память, наблюдательность, внимание, художественные способности, двигательный ритм и т.д. Благодаря этому, расширяются творческие способности ребенка — развивается эмоциональная сфера, симпатия, сострадание, нравственное чувство.На занятиях используются  информационные технологии, ведется активная работа с аудио- и видеоматериалами. Кроме того, дети находятся в теплой семейной среде, где заботятся об их душевном комфорте и здоровье.

Инициирование более раннего иноязычного образования, включение иностранного языка (английского) в учебный план дошкольного образования и начальной школы (первый класс)- внеурочная деятельность ЧОУ «Крымская республиканская гимназия-школа-сад «Консоль» является практическим шагом в реализации личностно-ориентированной программы гуманитарного образования.